Мой урок

Литература. Некоторые произведения в таблицах
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" в таблицах
4. Конфликты пьесы


Этапы создания
1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.
1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.
1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».
1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку...»
Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).
15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие. 
1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы. 
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.

2. Особенности жанра
Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:
Признаки комедии классицизма
Правила трех единств:
• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).
• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).
Признаки комедии реализма
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

3. Герои пьесы, расстановка сил
Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:
Фамусовское общество:
Павел Афанасьевич Фамусов
Софья Павловна, его дочь
Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич
Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович
Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми
Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка
Антон Антонович Загорецкий
Старуха Хлестова, свояченица Фамусова
Г. Н. и Г. Д.
Петрушка, слуга Фамусова
Репетилов
Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:
Александр Андреевич Чацкий
Двоюродный брат Скалозуба
Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»

Краткая характеристика героев
Герой
Краткая характеристика
Павел Афанасьевич Фамусов
фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный
? Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.
? По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного.
? Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.
? Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,
? Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.
? Не лишен практического житейского ума, добродушия.
? Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.
? Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.
? В интонациях хорошо прослеживается отношение Фаму­сова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Алексей Степанович Молчалин
? Низкопоклонник и делец.
? Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя.
? Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».
? Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.
? Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благо­получия.
? У него два таланта: «умеренность и аккуратность».
? Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.
Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник.
Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»
? Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».
? В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).
? Высказывает осуждение всяческому образованию и просве­щению, осуждая своего двоюродного брата.
? «Созвездие маневров и мазурки».
? Не лишен апломба и высокомерия.
Антон Антонович Загорецкий
? «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».
? «Лгунишка он, картежник, вор».
? Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.
? Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник
? «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.
Репетилов
(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)
? Стремится прослыть передовым человеком.
? Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.
? Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.
? «Шумит и только».
По своему собственному определению - «пустомеля».
Софья Павловна Фамусова
? Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.
? Насмешлива, мстительна.
? Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.
? Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характе­ра: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».
? «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)
Александр Андреевич Чацкий
Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...»
Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив...»
? Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспо­тизмом.
? В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум­ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.
? Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.
? Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо­сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».
? Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.
? Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхо­ждению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.

4. Конфликты пьесы
Любовный конфликт
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев:
Чацкий - Софья
Софья - Молчалин
Молчалин - Лиза
Лиза - буфетчик Петрушка

Социальный конфликт
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.
Чацкий и внесценические персонажи
Фамусовское общество
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.
Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.
Идеалы и ценности
? «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
? «Кто служит делу, а не лицам».
? Все ценности и идеалы жизни прописаны в мо­нологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сво­дятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве жи­вут и умирают».
? Я перед родней, где встретиться, ползком.
? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.
Чацкий о Фамусовском обществе
 Фамусовское общество о Чацком
? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.
? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?
? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?
? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
? Как платья, волосы, так и умы коротки!...
? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.
? Фамусов:
«Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».
? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на  цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные про­блемы, которые представлены в репликах героев.

Философский конфликт (вневременной)
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.
как Чацкий
как Молчалин
Ум с сердцем не в ладу.
Два таланта - «умеренность и аккуратность».
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).
Софья о Молчалине:
? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.
? А он безмолвием обезоружит...
? От старичков не ступит за порог...
? ...Молчит, когда его бранят...
? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.
? Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:
? Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
? Надеждами я мало избалован
? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа.
Чацкий о Молчалине:
? Ума в нем только мало.
? Услужлив, скромненький.
? И не богат словами.
? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

Литературные критики о характере и роли Чацкого:
? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)
«В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».
? О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..­заносчивость и нетерпимость».
Молчалин о своих принципах и правилах:
? ...частенько там мы покровительство находим, где не метим.
? И награжденья брать и весело пожить.
? Не смею моего сужденья произнесть.
? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.
? Ведь надобно ж зависеть от других.
? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...»
? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.
? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.





Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"
2. Герои комедии
1. Время создания комедии, первое представление
Во второй половине XVIII века, в самую мрачную пору царствования Екатерины Денис Иванович Фонвизин пишет свою замечательную комедию «Недоросль». Первая постановка комедии состоялась в 1782 году и имела огромный успех у зрителей. О первом представ­лении комедии один из современников вспоминает так:
«...Театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
2. Герои комедии
Герои отрицательные
Госпожа Простакова
История воспитания и образования
Выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.
Основные черты характера
Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.
Отношение к другим людям
В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.
Отношение к просвещению
Образование излишне: «Без наук люди живут и жили».
Простакова как помещица
Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Отношение к родным и близким людям
Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.
Отношение к сыну, Митрофанушке
Любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.
Особенности речи
О Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».
Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Митрофан
(в переводе с греческого «являющий свою мать»)
О воспитаниии образовании
Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.
Основные чертыхарактера
Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невеже­ственной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от при­роды хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.
Отношениек другим людям
Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разгова­ривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).
Отношениек просвещению
Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое от­вращение к труду и учению.
Отношение к родными близким людям
Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.
Особенности речи
Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборо­тов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебре­жительный, порой грубый.
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знаю­щих и ничего не желающих знать.

Скотинин - брат Простаковой
О воспитании и образовании
Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
Основные черты характера
Невежественен, умственно не развит, жаден.
Отношение к дру­гим людям
Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре­постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.
Главный интерес в жизни
Скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас­положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.
Отношение к родным и близким людям
Ради возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го­тов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.
Особенности речи
Невыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру­бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.
Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.

Учителя
Учитель математики. 
 Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю».
Учитель русского и церковнославянского языка. 
 Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.
Учитель истории. 
 Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.

Еремеевна - нянюшка Митрофана
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель­ные черты
В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.
Отношение к Митрофану
Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы
У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове­ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес­человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто­янном страхе, трепещет перед своей госпожой.
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.

Герои положительные
Стародум
О значении имени
Человек, думающий по-старому, отдающий предпочтение при­оритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий тра­диции и мудрость, накопленный опыт.
Образование Стародума
Просвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петров­ского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и дея­тельность людей того времени.
Гражданская позиция героя
Это патриот: для него честная и полезная служба Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
Отношение к другим людям
Человека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто».
Какие качества почитает как человеческие достоинства
Горячий защитник человечности и просвещения.
Размышления героя о воспитании
Нравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».
Какие черты в людях вызывают справедливое негодование героя
Косность, дикость, злонравие, бесчеловечность.
«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

Правдин, Милон, Софья
Правдин
Честный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом от­бирать у жестоких помещиков имения в опеку.
Милон
Верный своему долгу офицер, настроен патриотически.
Софья
Образованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.
Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких по­мещиков, как Простаковы-Скотинины.
3. Художественные особенности комедии
Особенности комедии классицизма
Герои комедии
• Люди низкого сословия.
• Низменные интересы, достойные осмеяния.
• Каждый - носитель одной черты, одного порока.
Правило трех единств
• Единство действия, т. е. в основе должен лежать один конфликт.
• Единство места (действие происходит в одном месте).
• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
Назначение комедии
• Смехом казнить пороки.
• Героическое и трагическое в комедии не допускается.



Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
4. Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство).
1. История создания
Роман был написан в течение 7 лет (1823-1830 гг.)
Главы появлялись в следующем порядке:
1 глава - отдельная книжка - 1825 г.
2 глава - 1826 г.
3 глава - 1827 г,
4 и 5 главы - в начале1828 г.
6 глава - в марте1828 г.
7 глава - в марте 1830 г.
8 глава - в1832 г.
         Но, по замыслу автора, в романе должно было быть 10 глав.
В 1833 г. в первое полное издание романа Пушкин включает кроме 8 глав «Отрывки из путешествия Онегина».
В 1830 г. в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы, и до нашего времени дошли только отдельные отрывки из черновиков. Поэтому в современные издания романа 10 глава не включается.
2. Главные герои
В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.
По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».
Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?
Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:
Евгений Онегин
Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее.
Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей-он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

Евгений Онегин
Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет прило­жения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя рез­кой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разоча­рование.
Ленского отличает восторженно-мечтатель­ное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель.
Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией.
Ленский - поэт.
Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немец­ких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туман­на даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви.
Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.
Дружба
При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:
• они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;
• они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;
• широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.
Дуэль
Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля. Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.
После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.
Татьяна Ларина
Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.
Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга
Татьяна в сравнении с Онегиным
• Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
• Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
• Основа мира Татьяны - народная культура.
• Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
• В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
• Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
• Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
• Интуиция, проницательность, природный ум.
• Доброе расположение автора к обоим героям.
3. Сюжет и композиция
Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа.
Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной.
Давайте понаблюдаем вместе:
«Первый виток» - Онегин
«Второй виток» - Татьяна
знакомство читателя с Онегиным: происхожде­ние и детство героя, воспитание, образование,об­раз жизни;
отъезд Онегина из деревни;
описание кабинета Онегина в Петербурге;
описание кабинета Онегина в его дере­венском доме, который посещает Татьяна;
переезд в деревню, что связано с двумя при­чинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге);
болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву;
«реформаторская» деятельность в деревне;
замужество Татьяны;
знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной;
встреча Онегина и Татьяны в светском салоне;
письмо Татьяны к Онегину;
письмо Онегина к Татьяне;
объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?);
объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?).
сон Татьяны;
именины Татьяны;
дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в раз­витии событий в романе. Далее события как бы по­вторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»).
Обратите внимание, что некоторые эпизо­ды полностью повторяются. Это неслу­чайно. Такой прием позволяет автору по­казать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися.
Два письма 
Обратим внимание, что:
• оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев.
• каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно.
Проведем сравнение текста писем:
Письмо Татьяны
Письмо Онегина
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразил.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть ...вот блаженство!
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Но так быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
• Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке.
• Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.
• Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.
Два объяснения
В саду - Онегин:
В гостиной - Татьяна:
И был бы счастлив... сколько мог!
Но я не создан для блаженства.
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведет.
А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? Какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
4. Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство)
Две столицы в романе
Санкт-Петербург
Москва
Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность.
• Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет».
Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу:
• Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые...
• Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...»
• Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отече­ственной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою».
• Консерватизм барской Москвы, самодо­вольство московских кузин и юношей:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки...
Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Ге­рои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.
Провинциальное дворянство
Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.
Дядя Онегина
«Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».
Ларины
«Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; « ...им квас как воздух был потребен».
Мать Татьяны
«Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».
Гости на именинах Татьяны
Глава 5 строфа 25, 26
«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков».
«Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов».
«Уездный франтик Петушков».
«И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».
«На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...»
«.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...»
Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных ин­тересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.
5. Почему герои не находят счастье?
• Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна - «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Онегин - «Нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут «ни общих мнений,ни страстей».
• Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы
• Невозможность бороться за свое счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято.
• Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идет на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что его ославят как труса сплетники.
• Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга.
Все эти причины мешают счастью героев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий