Из записной книжки

Духовно-нравственное воспитание учащихся
на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно - нравственного образования и воспитания. Духовно - нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
    Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
    Выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
   Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
    Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
   Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
   Во - первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во - вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
   По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
    Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;  2) церковный.

 В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.
   Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
   Заниматься проблемой духовно - нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
    Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
 Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
    Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся.
    Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Или при изучении правила о правописании приставок на з - и с - полезно бывает рассказать, что приставка без - в русском языке обозначала отсутствие чего - то. Но после 1917 года большевики поменяли орфографию, и появились слова с написанием бесценный, бесполезный. Почему? Нетрудно догадаться. После такой беседы запоминание изучаемой орфограммы идет лучше.
    Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
   Изучая «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.
   На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.
    Велика роль уроков литературы в духовно - нравственном развитии школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К. Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
  «Ничто, кроме литературы, говорил П. М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает устный личный опыт гигантским опытом человечества».
Одним  из современных направлений  педагогики является становление новой отрасли научных знаний — гендерной педагогики, изучающей особенности обучения и воспитания детей разного пола. Гендерное воспитание в школе затрагивает  коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола.
  Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования.
   На уроках русского языка и литературы цель гендерного воспитания  я вижу в  преодолении гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки. Внедрение гендерных подходов на учебных занятиях  благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.
   На уроках литературы, например, гендерное воспитание  позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации. Серьёзно призадуматься над проблемой взаимоотношения полов  старшеклассникам помогает изучение поэмы  Н.А . Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (10 класс), романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 класс), повести И.С. Тургенева «Ася» (9 класс), поэзии Марины Цветаевой и Анны Ахматовой (11 класс). На уроках я ставлю перед собой цель: воспитание у юношей и девушек гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций. Воспитание у девочек женственности, доброты, нежности, у мальчиков – мужественности, чести, достоинства проходит под знаком великих классиков русской литературы. Всегда ли так важно «коня на скаку остановить, в горящую избу войти», где сегодня найти рыцаря, который  смог бы совершить для тебя подвиг? Пусть этим подвигом будет просто внимание, забота, уважение, но так, чтобы слиться с этими понятиями, чтобы они навсегда вошли в сердце  молодого человека или девушки. Вместе с ребятами мы размышляем о том, почему в ХХI веке возникла проблема гендерного воспитания. Мне интересны рассуждения старшеклассников о том, что им хотелось бы учиться в школе ХIХ века, когда мальчики занимались отдельно от девочек. Ребята говорят о том, что тогда было больше таинственности, загадки в девушке. Такой они видят Асю из одноименной повести И.С. Тургенева, Наташу Ростову из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».  А вот насчёт образа Матрёны Тимофеевны из «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова мнения  учащихся разделились: мальчикам нравилось, что эта героиня всё умеет и может, но, например, полюбить такую, будет сложно ( «не люблю, когда женщина выполняет мужскую работу, пусть даже это у неё хорошо получается; а я тогда зачем в доме?» (Женя Ж).; «это скорее мужик, чем женщина,  мне больше нравятся слабые, хрупкие женщины» Иван С). Девочки образ такой героини назвали «мужеподобным». Я обращаю внимание детей на дискриминацию, на  слова Савелия  в адрес Матрёны Тимофеевны: «Ты- крепостная женщина!». Дети рассуждают о том, что поэт подчёркивает: есть вещи во времена крепостного права, которые непозволительны  женщине, -  быть свободной и счастливой.  Во время общения с детьми на уроках становится понятно, что и в наш скоростной ХХI век  ребятам  нужна ласка, нежность, любовь, доброта, что мальчишки хотят быть сильными и доблестными джентльменами, а девочки – утончёнными и загадочными барышнями. Такими, как  Андрей Болконский или Наташа Ростова, лирические героини М. Цветаевой и А. Ахматовой.
   «Возможно ли такое не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни?»-  спрашиваю у старшеклассников. Наверное, возможно, если мы научимся «открывать» друг в друге загадку, если будем стремиться к тайне и доброте, мужественности и чести.
  Доброе рождается только из доброго. И доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от родителей к детям и детям их детей.  Эта мысль, доминирующая на моих уроках, позволяет формировать в ребёнке потребность гендерного самосознания, что очень актуально в современном обществе.
 Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель – подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется процесс самопознания, через познание других.
   Несмотря на многочисленные споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния.
    Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается совместным творческим трудом.
    Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

 Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.
    Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.
   Итак, учитель - словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.
     Еще К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.
   Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
   Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
    « …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», - говорил Аристотель.
    Пройдет время и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
    Еще К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.
   Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
    Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.
  Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
    Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно - личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.
   Формированию духовно - нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
   Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами.







Образовательный маршрут
(работа с высокомотивированными детьми)
2016 / 2017 уч.г.

№ п/п
Тема
Дата
Учащиеся
Литература

1
Фонетический разбор: от звука  к букве


1.Журнал «Русский язык и ли-тература»
№12/2005, №12/2006,
№5/2007 и др.
2.Т.В.Балуш «Русский язык. Прак-тический курс эффек-тивной под-готовки к ЦТ» в 3-х ч.
3.»Олимпи-ада по рус- скому языку» и др.
2
Словообразование: учимся правильно выделять основу слова


3
Словообразование: учимся правильно выделять окончание, суффикс


4
Орфография. Правописание  приставок, Н и НН в словах разных частей речи


5
Морфология. Имя существительное. Род, число. Неизменяемые имена существительные.


6
Имя прилагательное. Степень сравнения имени прилагательного


7
Имя числительное


8
Глагол. Инфинитив. Синтаксическая роль инфинитива  


9
Причастие. Деепричастие.


10
Правописание наречий. Употребление наречий в речи


11
Союзы. Предлоги


12
Предложение. Знаки препинания в простом предложении


13
Строение сложного предложения


14
Прямая речь и слова автора: пунктуационная норма


15
Акцентологическая норма


16
Лексикология


17
Фразеология


18
Изобразительные средства речи


19
Обобщение и систематизация полученных знаний







Образовательный маршрут
(работа со слабоуспевающими  детьми)
2016 / 2017 уч.г.

№ п/п
Тема
Дата
Учащиеся
Примечания
1
Орфография. Правописание  гласных в корне слова



2
Правописание гласных после шипящих. Правописание согласных



3
Правописание приставок



4
Правописание букв Ъ и Ь



5
Правописание  сложных слов



6
Правописание прописных букв



7
Правописание имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений



8
Правописание глаголов, причастий, деепричастий



9
Правописание наречий



10
Правописание предлогов



11
Правописание , союзов частиц



12
Словосочетание



13
Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении



14
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении



15
Чужая речь и её виды





Литература : Т.В. Балуш «Русский язык. Практический курс эффективной подготовки к ЦТ» в 3-х ч.; «Учимся писать грамотно»; материалы журналов «Русский язык и литература» и др. 




Прощальное стихотворение Эльдара Рязанова
В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...



Комментариев нет:

Отправить комментарий